Dec 15 2012

История американских небоскребов 2

Published by at 00:29 under Занятное,Истории

Улица Уэст-стрит со стороны реки Гудзон. Фото сделано между 1908 и 1912 годами

Начало статьи Джозефа Томсона Появление 50-этажных зданий

Предлагаю вашему вниманию еще один , раритетный образчик, научно- популярной статьи про небоскребы Даунтауна Нью-Йорка.  Статья  отражает современный для того времени взгляд на проблемы строительства небоскрёбов. Некоторые пассажи вызывают улыбку, но в целом подходы к строительству небоскребов  с тех пор поменялись не сильно, вот только флер новизны поистрепался.

На фото  Даунтаун Нью-Йорка. На переднем плане здание компании Сити Инвестинг на углу Бродвея и Кортландт-Стрит. Над ним возвышается башня здания Зингера шестисот двенадцати футов высотой (186,5 м)

Лифты «экспресс» и «местные» лифты

Следующими приходят технические и строительные проблемы, здесь вновь возникает множество поразительных особенностей этих огромных зданий, не вполне очевидных для того, кто ненароком будет их изучать. Для начала взгляните на лифтовое хозяйство. Его недостаточность может, в конце концов, разрушить успех всего здания. Оно не только должно не отнимать слишком много пространства, сдаваемого в аренду, но ещё и удовлетворять всем запросам арендаторов здания, поскольку не один ньюйоркец не согласится подниматься пешком даже на один лишний пролёт лестницы. Предполагается, что между девятью и одиннадцатью часами утра не менее десяти тысяч человек посещают эти огромные здания. Это означает, что население целого небольшого города должно быть доставлено на соответствующие этажи в течение двух часов. Чтобы достичь этого с величайшей эффективностью и с максимальной экономией полезного пространства, необходима тщательно продуманная система лифтов.

Если один лифт будет обслуживать все тридцать-сорок этажей здания, то это явно будет неудовлетворительно. Арендатор офиса на сороковом этаже будет справедливо жаловаться на то, что чтобы добраться до него, ему приходится садиться в кабину, которая должна тридцать девять раз остановиться во время своего пути. Это всё равно, что добираться из Нью-Йорка в Чикаго на пригородном поезде. Сложность состоит в том, чтобы разделить лифты на «местные» и «экспрессы» так, как это делается на железной дороге. К примеру, в типичном нью-йоркском офисном здании тридцати двух этажей существует двадцать два лифта. Семь из них «местные», поднимающиеся с первого до девятого этажа и не выше. Семь других идут «экспрессом», без остановок до девятого этажа и далее, до семнадцатого как «местные». Ещё семь идут «экспрессом» до семнадцатого и далее как «местные» до двадцать пятого. Последний лифт – специальный, служащий для подъёма на последние семь этажей с двадцать пятого до тридцать второго.

Кабины каждой группы поднимаются и опускаются в нормальном порядке, в направлении, задаваемом запускающим. Заявлено, что система может обслуживать столь же быстро, сколь они успевают накапливаться у входа с улицы. Другими словами, если всем обитателям будет подан сигнал тревоги, чтобы покинуть здание из соображений безопасности, лифты могли бы опустить их вниз, загружаясь раз за разом, так быстро, что прежде чем пассажиры одной кабины могли достигнуть уровня улицы, пассажиры другой уже выходили через двери.

Защищены ли наши небоскрёбы от пожара?

Далее, существует очень важный вопрос защиты от огня. Если пламя будет распространяться снизу вверх, многочисленные обитатели офисов на высоте многих этажей от уровня земли будут, несомненно, находиться в большой опасности. Опыт Сан-Франциско и Балтимора показывает, что обыкновенное «пожарозащищённое» здание с деревянными перекрытиями и отделкой быстро сгорает в большом пожаре. Следовательно, применение дерева и других горючих материалов недопустимо в строительстве современных небоскрёбов. Дверные и оконные рамы из прессованной стали, перекрытия из стальных балок, плит, цемента. Даже там, где необходима видимость отделки деревом, применяется метал с окраской, имитирующей дерево. Для всех паникёров скажем, что высотные офисные здания Нью-Йорка могут противостоять почти любому виду возгорания.

Конечно, у арендаторов имеются столы, стулья, ковры и бумага в их офисах. Это может послужить источником пламени, но едва ли сможет подвергнуть опасности всё здание и его окружение. Это правда, что пожарные насосы не в состоянии поднять воду до самых верхних этажей, но каждый этаж здания имеет свои собственные пожарные краны и рукава, питаемые от огромных резервуаров. Если бы каждое здание в даунтауне Нью-Йорка было сделано по образцу современных небоскрёбов, было бы трудно увидеть, как любой силы пожар смог бы возникнуть там. А в худшем случае, все обитатели этих высотных зданий имели бы достаточно времени, чтобы покинуть их, прежде чем разрушающий жар пламени смог бы отрезать их от выхода.

Воздействие сильных ветров на высоте – ещё один фактор, который необходимо учитывать. Особенно в сооружениях башенного типа, чья чрезвычайная высота не только оставляет их беззащитными перед сильным напором ветра, но и делает более опасными вибрации. Поэтому архитектор должен таким образом скрепить стальной каркас, чтобы сохранить его жёсткость даже во время самых жестоких бурь, способных посетить Нью-Йорк.

Опасность землетрясения сродни опасности урагана и здесь вновь с наглядностью становится очевидным, что стальной небоскрёб безопаснее, чем небольшой дом, сделанный из дерева, кирпича или камня. В Сан-Франциско после землетрясения 18 апреля 1906 года высотные современные офисные здания остались невредимы, в то время, как небольшие кирпичные кирпичные дома и деревянные магазины-прачечные были разрушены. Вывод состоит в том, что безопасность – это скорее вопрос научного подхода к строительству, нежели высоты сооружения.

Там где копают котлован

Интересная особенность строительства небоскрёбов – это работы ниже уровня земли. Чтобы выдержать огромный вес стального каркаса здания, фундамент должен быть углублён в землю до скального основания. В районе Уолл-Стрит Нью-Йорка скала обычно находится на глубине от семидесяти до восьмидесяти футов (21,3-24,4 м) под уровнем улицы. Техническая сложность состоит в том, чтобы погрузить сплошную массу бетона на эту глубину быстро, экономично и безопасно для окружающих зданий. Это осуществляется посредством кессонов. Сначала кессон – это просто большой короб или рама, примерно тридцать футов (9,14 м)в длину, восемь футов (2,44 м) в ширину и такой же глубины, который лежит на земле с открытым верхом и низом. Рабочие выкапывают почву изнутри кессона, и он постепенно погружается вглубь. Когда верх его сравнивается с уровнем земли, сверху к нему прицепляют ещё один такой же.

По мере того, как он опускается дальше и дальше во влажную землю, становится необходимым накрыть его сверху крышкой и подавать внутрь сжатый воздух, чтобы избежать попадания внутрь воды. Воздух подавался через двойные шлюзовые двери, через них же поднимался наверх вырытый грунт подобно тому, как кровь качается человеческим сердцем внутрь и наружу. На большой глубине работа сопряжена с существенным дискомфортом и определённым риском. Однако, большинство несчастных случаев происходит по неосторожности работников, главным образом, из-за поспешности, с которой они покидают сжатую атмосферу внутри кессона, выходя наружу. Результатом этого бывает мучительный, часто смертельный приступ, называемый «кессонной болезнью».

Подобные шахты последовательно выкапываются вокруг подвальных стен здания и в центре участка, чтобы сформировать цельное бетонное основание, покоящееся на скальной породе и удерживающее «ноги» стального каркаса. Невозможно придумать более мощного фундамента, а этот метод сопряжён с минимальным риском для окружающих зданий.

Немного впечатляющей статистики

Приведём несколько фактов, которые дадут читателю понимание, каким гигантским предприятием является постройка и оборудование небоскрёба. Одно из офисных зданий, строящихся сейчас в Нью-Йорке, будет содержать следующие материалы:

Двадцать четыре тысячи тонн стали только в своём каркасе.
Тридцать семь тысяч тонн бетона в межэтажных перекрытиях, этого количества достаточно, чтобы замостить Бродвей от бордюра до бордюра, в один фут толщиной, на протяжении от Боулинг Грин до Сорок первой улицы.
Такое количество кирпичей, что если сложить их конец к концу, то получившаяся линия протянется от Нью-Йорка до Денвера.
Сорок пять сотен тонн терракотовой отделки.
Количество стекла, достаточное, чтобы покрыть три городских квартала.
Трубы для отопления и водопровода общей длинной от Нью-Йорка до Олбани.
Электрический провод общей длинной, равной расстоянию от Нью-Йорка до Филадельфии.
Более тридцати тысяч электрических ламп – этого достаточно для освещения небольшого города.

Достигнуты ли пределы?

В завершение будет вполне уместным осведомиться, чем же закончится этот процесс подъёма в небо гигантских башен. До изобретения стального каркаса было невозможно подняться ввысь выше восьми этажей. Для более высоких зданий было необходимо делать такие толстые стены, что комнаты на нижних этажах становились не более, чем нишами в толще кирпичной кладки. Изобретение стального каркаса, за первенство в котором спорят Нью-Йорк и Чикаго, произвело архитектурную революцию, убрав вес здания с его стен и придав им всего лишь функцию защиты от внешней погоды.

Здания сразу же начали расти до тех пор, пока не возникли трудности с перемещением к верхним этажам и вниз от них. Даже с быстрыми современными механизмами некоторое время считалось, что не более чем тридцать этажей может быть в достаточной мере обслужено без того, чтобы уступить слишком много арендуемых площадей под шахты лифтов. Последние усовершенствования, как это видно, сделали возможным подняться выше над землёй ещё более чем наполовину. С всеобщим увеличением высоты зданий, возможно, проявятся и другие серьёзные проблемы – затемнение и перенаселение улиц, заторы во всех системах городского транспорта и возможность ужасных разрушений в случае какой-либо большой катастрофы. Это делает вопрос границ роста небоскрёбов самым весомым, а так же и самым трудным.

Боулинг Грин. Фото 1899 года (745x606, 87.1  кБ)

«Нет особой технической сложности, которая помешала бы строительству пятидесяти пяти этажного здания, но такое зрелище вероятно никогда не потревожит человеческий глаз». Так сказал одни знаменитый писатель в 1899 году. Сегодня, менее чем девять лет спустя, здания практически такой высоты уже объявляются для сдачи в аренду. Будут ли они в последующие годы обойдены небоскрёбами шестидесяти, семидесяти и даже ста этажей, надёжней будет не пытаться это предсказывать. Только будущее сможет это показать.

Боулинг Грин. Современное фото (638x478, 74.4  кБ)

(с) Тыц

Начало смотреть тут

Все статьи про небоскребы

Comments Off

Comments are closed at this time.