Oct 24 2013

Хрущевки и жизнь.

Июльский дождь2

Совершенно неожиданное объяснение особого шарма наших советских 60-х нашла в статьях американского демографа Николаса Эберстадта, который вот уже более 30 лет занимается изучением …ничем необъяснимой, очень высокой смертности населения в России (СССР), который сейчас превышает европейские показатели в два(!!!) раза. По мнении исследователя мы больны особенной русской болезнью. Во всем мире, включая страны 3-го мира продолжительность жизни растет, в России вопреки всякой логике – падает. Начался этот процесс с середины 60-х.

Понятно, что при Сталине люди погибали в лагерях в неестественных количествах, к тому же от рук собственного государства. Однако, после прихода к власти Хрущева (1956 г.) разрыв в этом между СССР и Западной Европе стремительно сократился, Ситуация была лучше, чем в Испании и Португалии. К концу 50-х продолжительности жизни в СССР была всего на пару лет ниже, чем в среднем в Западной Европе.

 

По материалам senart-artdeco

Карл Миданс
фотограф Карл Миданс, 1959г., СССР

Когда убрали Хрущева пошла тенденция, которая продолжается и по сегодня, Единственный промежуток – начало горбачевских реформ, но это это было всего два года, когда остановилась смертность. С каждой возрастной группой ситуация выглядит все хуже. В период правления Брежнева это особо обострилось и перешло уже на женщин.
После краха социализма трагедия вымирания населения страны только усугубилась, В отличие от других стран постсоветского блока, где ситуация стала улучшаться. Только в России этого не случилось. Сейчас в России ожидаемая продолжительность жизни 66 лет. Это ниже, чем в Белоруссии и в Украине. Ниже, чем в Венгрии и Эстонии. Там ожидаемая продолжительность 73,5 года.

Как выясняется, у нас это не связано с благосостоянием. По всемирным показателям самый низкий уровень жизни – это 2 $ в день на человека. В Китае ниже. И экология тут особо ни при чем. В том же Китае некоторые области хозяйствования превращены в пустыни, но средняя продолжительность жизни растет.

Эберстадт связывает это с изменением в настроениях общества и тем, как люди смотрят в будущее. Еще один американский ученый Джон Бушнелл исследовал настроения «среднего класса» во времена Хрущева. Он писал, что с середины 50-х и примерно до начала 60-х в воздухе витало нечто, что невозможно ничем измерить – такие ощущения общества в возможность построить успешную систему и будущее. Увы, после ухода Хрущева, эти настроения себя исчерпали.

Значит, это мнение о моем любимом времени невыдуманное. И даже – не субъективное. Изучали, смотрели, наблюдали. В нашем кино это тоже чувствуется и ловится. Можно вспомнить, как стали снимать режиссеры и операторы город. Москва в фильмах Хуциева «Июльский дождь» (1969 г), Натансона «Еще раз про любовь»(1968) и не Москва, а какой-то небольшой приморский городок в фильме Самсонова «Каждый вечер в 11» (1969), «9 дней одного года» Михаила Ромма (1962).

Кадр из фильма “Еще раз про любовь”,1968г.
еще раз про любовь

Кадры из фильма “Июльский дождь”, 1968г.
Июльский дождь3

Июльский дождь1

Кадр из фильма “Каждый вечер в одиннадцать”,
Каждый вечер в11

Там везде присутствует ощущение хоть очень зыбкого, но счастья. Оно недолговечно, романтично, сталкивается с реалиями, рассеивается и оставляет о себе , что называется светлую память и щемящую грусть.

Если посмотреть на быт, а он там тоже присутствуют, то для городских жителей это среда с минимальным количеством предметов. Да, эти герои стараются не соприкасаться с бытом – все очень заняты своей работой, чувствами, внутренним миром. Но как-то исследователи реалий не учли, что у ученых и стюардесс могут быть дети, родители. Весь сюжет проходит вне этих скучных подробностей. Мне, кстати, это очень нравится . Это кино о молодых и, в общем, для молодых того времени. Но долго на таком внутреннем энтузиазме государство не смогло прокатиться. У общества отняли надежду, предсказуемость будущего и получили колоссальную депрессию, коснувшеюся всего населения страны.

Быт деревни так и не нашел своего честного воплощения в кино. От него концептуально старались уходить. Все было очень тяжело. От деревни много брали, но ничего не дали взамен…

Стремительно растущая урбанизация страны меняла и патриархальные отношения между людьми и внутри семьи. Дети отрывались от родителей, уезжали в другие края, города, республики. Появилось ощущение индивидуального пространства, внутренней свободы.

Мой отец уезжал из белорусской деревни поступать в мореходное училище в Петергофе. Это было начало 50-х. Вспоминает, что когда окончил школу и попросил маму дать что-нибудь поесть, то бабушка заплакала и ушла в этот момент. Есть было нечего… В семье было еще 4 брата, дедушка. Но это ничего не значило, увы. Папа грезил морем. И если бы не военное училище, то никакого документа на выезд он бы не получил. Паспортов еще не было. У сельских жителей появились паспорта опять же только при Хрущеве.

Вот, наверное, я и появилась на свет в это счастливое время, которое в нашей истории демографы еще называют бебибум. Выросли детей войны, и у них стали появляться свои дети.

Итак, возвращаюсь к быту первых хрущевок. Помимо ввода жилья, правительство озадачилось созданием структур, занимающихся проектированием предметной среды. С появлением ВНИИТЭ (институт мебели) в 1962 году был положен конец дизайну единичному, кустарному, полупризнанному. Начался период организации дизайна промышленного.
Так должны были выглядеть интерьеры первых хрущевок в Черемушках по замыслу архитекторов и проектировщиков.

610x484_Quality97_650x516_Quality97_332318_295070220510155_262296740454170_1401920_490494113_o

В Москве и других городах стали проходить выставки зарубежного дизайна. Далее в тексте частично будут использованы фото и иллюстрации из книги Баяр О.Г. «Квартира и ее убранство», которые в свою очередь, были сняты в макетах типовых квартир на ВДНХ и на двух мебельных выставках 1959 и 1961 гг.. Тогда же и проводились конкурсы на лучшие образцы мебели.

Архитекторы в проектных институтах тоже время зря не теряли. Для типовых квартир, рассчитанных, в основном, на 3-4 человека скурпулезно просчитывали использование каждого квадратного сантиметра. Директор ВНИИТЭ Ю. Соловьев вспоминал как быстро старались нарабатывают опыт наши специалисты. В основном? это было посещение специализированные выставок, чаще в Лейпциге и Будапеште. В Москве прошли с феноменальным успехом американская и английская промышленные выставки. Как показывает многолетная практика, своя и чужая – такой живой опыт – это не книжки и журналы смотреть и читать. КПД намного эффективнее и быстрее.

Планировки однокомнатных и двухкомнатных квартир.
122911120

122911118

Первым, что советуют авторы одной из первых книг по интерьеру “Квартира и ее убранство”(1962) – определить постоянное место для сна каждому члену семьи. Да, именно, места, а не спальни. На эскизах варианты размещения мебели в однокомнатной квартире. Принципы мало изменились. Диван-кровать еще долго будет лучшим другом не одного поколения пятиэтажек. Так что, как бы там не подтрунивали над нами иностранцы, что раскладной диван у них используется раз в год для гостей, мы тоже держимся за свои традиции :))
На этих чертежах можно увидеть незаслуженно забытый прием использования раздвижных и складывающихся дверей и даже, штор-ширм. “В общей комнате, где одновременно занимаются и отдыхают несколько членов семьи, иногда желательно отделить альков со спальным место, детский уголок или место приема пищи, рабочее место и угол для отдыха. В этих случаях применяются простейшие переносные ширмы, шторы, свертывающиеся в рулон или раздвижные занавесы”.

Эскизы с применением различных перегородок (раздвижные перегородки, рулонные шторы, ширмы, портьеры и пр..)

122911799

122911798

122911797

122911801

Не могу не привести еще одну цитату из книги, потому как она абсолютна актуальна и сегодня:”В современном жилище не должно быть мебели сложной, вычурной формы и с лишними деталями. Основное требование в квартирах современного жилого дома -простота и строгость линии, хорошие пропорции, высокое качество отделки.

I-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели. 1958 год.
Мебель для общей комнаты. Высшая премия.
Авторы: К.К.Бломериус и Б.И.Зингер
Так же первую премию получили авторы мебели Аус, Кала, Умберг (эстонцы?)

ASuPTSPG

II-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели. 1961 год.
На нем больше участвовала организаций, НИИ и даже вузов.
Отмечены как лучшие:
Стеллаж в комнате. Автор Ю.В.Случевский
Набор мебели для детской комнаты. Авторы: ЭССР, фабрика “Стандарт”

1

В целях создания ощущения наибольшей свободы в комнате должно быть отдано предпочтение светлым тонам древесины, подчеркивающим легкость и изящество рисунка мебели. Новые методы технологии обработки древесины, применение прозрачных синтетических лаков улучшают декоративное качество древесины – выявляют естественную красоту ее текстуры и цвета. Интенсивные тона протрав, темные, темно-коричневые, свинцово-серые, применявшиеся в прошлом для обработки древесины (черный и серый мореный дуб, темный орех), придававшие мрачный колорит помещениям квартиры, уступают место светлым тонам. В отделке мебели следует отдать предпочтение мягкой отделке под “воск”. Зеркальная полированная поверхность, отражающая другие предметы обстановки, своим блеском вносит беспокойную ноту в интерьер”.
Сегодня самые экологичные и изысканные направления в мебельном производстве, как в высоком, так и массовом, вот уже лет 5-7 держатся на этих принципах. В общем, настоящее никогда и не выходило из моды.

Из личного архива…

img166

В одной комнате находилось место и для детской мебели. Никакой хохломы! Светлое неполированное дерово, ножки из гнутой фанеры. Было даже детское кресло-качалка из этого же набора. здесь же и любимое красное кресло на ножках. А справа появилось складное кресло-кровать вместо манежной детской кроватки.

img159

Конечно, ну какая же квартира военных без ковра на стене! :)) Но мама как-то элегантно им прикрыла или диван, или кровать.
На втором фото с мамой совсем даже не папа:)) , друг семьи, дядя Саша. Удивительного обаяния человек. Помню, что мне он очень нравился.
Улан-Удэ.1967 год.

img167

img156

Вообще, создание мебели в этот период проходило под знаком экономии пространства. Отсюда и мои любимые ножки, скругленные углы у столов и столиков, иногда совмещенных с лампой. Свободные стены. И если уж вешалась живопись, то для этих квартир внедрялась графика, король жанра 60-х – эстамп. Художники до сих пор вспоминают то благословенное время, когда по всей стране существовали художественные фонды, делавшие заказы от копий Крамского “Незнакомка” до, как только что написала, эстампа. У нас, кстати, над моей кроватью долгое время висел “Девятый вал” Айвазовского – папа все же моряк)

Интересно, когда вы впервые услышали слово дизайн и это загадочное :)) – дизайнер. В профессиональном кругу то, что мы сейчас так называем звучало как техническое или художественное проектирование. В некоторых вузах с началом массового строительства были открыты и соответствующие факультеты, например, в Строгановке он назывался “промышленным искусством”. Ну тенденция ясна – поближе к промышленному, подальше от частного:)) И тем не менее, под минимальные метры хрущевки все же нужно было предложить концепцию существования в крошечном пространстве, да и предметы тоже.
Я про дизайн квартиры услышала еще школьницей где-то в конце 70-х в Таллине. Мамина приятельница как-то общалась с интересным человеком, который предложил ей свои услуги в оформлении ее квартиры всего за …. 1000 рублей! Что можно было такого загадочного сделать в двухкомнатной квартире за такие деньги тогда никто даже не представлял.
Наверное, коренные жители Эстонии или таллинцы все же были ближи к пресловутому дизайну, хотя так его еще не называли. Семьи военных, даже, если они и не жили в закрытых военных городках (наш случай) тяжело адаптировались на местности:)), то есть почти никак. Тысяча рублей года так 1978 – это почти годовая минимальная зарплата (80 рублей самая низкооплачиваяемая работа). 140 рублей в месяц в среднем получал дипломированный специалист.

Шкаф-перегор. 6

Те материалы и фото об интерьерах, которые удается найти, восхищают. Если все-таки уйти от политики и немного забыть о том, что руководство страны, как всегда, относилось к населению, как к тяжкой повинности и тягловому скоту, то те оригинальные решения, которые предлагались проектировщиками были и утилитарными и эстетичными одновременно.

210916638

И опять хочется вспомнить фон, на котором разворачивалось строительство хрущевок. Ссылаюсь на книгу Д.Хмельницкого “Милютин”. В планах сталинских пятилеток не входило строительство массового жилья. И после войны продолжали строиться вызывающе дорогие и помпезные комплексы, как то Крещатик в Киеве. Что касается благоустройства жилых домов , то “… водопроводом было обеспечено в 1940 г. – 47% жилой площади в советских городах и рабочих поселках, а в 1952 г. – 46%; канализацией – соответственно 40% и 41%. То есть, в 1952 г. 54% жилой площади в городах находилось в домах, не подключенных к водопроводу, 59% – к канализации “…
Удивительные иногда бывают совпадения. Например, знаменитый сейчас Миланский мебельный салон (не поклонник этого мероприятия) впервые прошел в 1961. Скромное было мероприятие, с участие 20 компаний. В 1961 же году образовалась мебельная фабрика Шатура. Что она делает сейчас понятно, а вот любопытно было бы где-нибудь найти фото тех изделий. Старт в один год, а какая разница:)) А в 1958 на 1-ой Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы бытовой мебели для новых типовых квартир были представлены образцы с учетом рационального использования площади пола. Мебель не должна была превышать 28-33% этой площади. Вот, кстати, никогда не задумывалась, а сколько места в процентном соотношении должна занимать обстановка. Все как-то на глаз. А в наборах секционной мебели были заложены основы понимания решения интерьера. Уже на первых этих конкурсах появилось то, что прочно сейчас ассоциируется с советским бытом – стенка.

шкаф-перегородка 3

Шкаф-перегородка 7

встр-шкаф 1

1

А ведь ничего не предвещало беды:)) Одной из идей разделения комнаты стал шкаф-перегородка – одновременно стена и мебель. Предлагали их размещать между смежными жилыми комнатами или между комнатой и кухней. Как идея в какой-то конкретной ситуации, почему бы и нет? Но уже в середине 70-х – это стало тотальным бедствием. У меня одно из объяснений, что корпусную мебель делать значительно легче. Не надо придумывать ножки, формы, фактуры и прочее. Бери ДСП и клепай оптовый план. В результате предприятия имеют заказы, на стенки записываются в магазинах в очередь на несколько лет. Ну и так далее. Наверное, исполнение мебели должно быть разным – и крупными фабриками и маленькими ателье-мастерскими. Но Хрущев же закрыл все производства, которые были вне государственной структуры. Имею ввиду промкооперацию, о которой уже писала в первом посте о 60-х.
Все-таки гений конструкторской мысли, я без иронии, смог внедрить одновременно в однокомнатную квартиру подобие гостиной, столовой, спальни и даже кабинета .

210916617

5

2

В основу планировки ставился один или несколько композиционных центров.
Вот так например пишет Баяр о книжных шкафах:”… Удобнее, если книжные шкафы будут невысокими, подход к ним оставлен свободным и каждую книгу удобно достать с любой полки. При необходимости экономить место допустимо устраивать высокие книжные шкафы. Книжный шкаф можно поставить возле тахты или дивана, хотя доступ к книгам не очень удобен, но в маленькой комнате это имеет свои преимущества”.
Одним из существенных требований к мебели являлась ее соразмерность площади комнаты. В современных квартирах, где высота потолков невелика высота крупных предметов мебели также предполагалась невысокой. Низкая мебель создавала ощущения простора и не загромождала ее. А с уменьшением высоты мебели изменяется форма и общие пропорции отдельных предметов.

210916632

210916631

210916618

Предлагалось в общей комнате следующий набор предметов – небольшой буфет или сервант, раздвижной обеденный стол, несколько стульев. Желательно добавить к этому диван и удобное кресло. Письменный стол рядом с окном и книжными полками.

3

Мне пока не попались конкретные вещи с указанием конкретных производителей того времени. Ищу. Скажу лишь, что работой были обеспечены не только наши мебельные большие фабрики, но и этот сектор производства у соцстран. Как иногда пишут, в 60-е у нас все производство в стране было станковое (читай единичное) и носило скорее идеологический характер – план плюс мудрость решения партии. А дизайн – это искусство материальной культуры. Тогда он был в основном явлением умственным, вербальным, нежели визуальным. Остроумно, конечно, особенно про вербальный дизайн, учитывая те выставочные фото и эскизы, которые мы тут выкладываем. Но все было так и не совсем так.

Надеюсь, не вызову классовых настроений, но так получилось, что у нас несколько предметов мебели в доме – кресло-кровать, два кресла на ножках, секретер и диван-кровать были из “Березки”. Ну, вот так получилось. Папа воевал во Вьетнаме и на эти бонны или сертификаты, кто-то покупал машину, кто-то одежду. Мама, вот, мебель. Была она вся производства ГДР. Ох, и качество все же предлагали немцы. Один раз она приехала из Москвы в Улан-Уде, потом, обратно в европейскую часть страны, в Калинин (Тверь), далее на остров Сааремаа, и пережила еще пару переездов по Эстонии. И ничего ей не сделалось до середины 80-х. А ту мебель, которые тогда предлагали наши производители, также выдавали, как относительно временную. Срок эксплуатации шкафов – максимум 25 лет, мягкой мебели – 8 лет. Но стольких и таких перехдов, как наши, она бы не выдержала и пяти лет. Если бы еще советские фабрики делали ее из качественно материала с интересными фактурами под воск. Но ведь все было под лак, полировку. Вот и подумаешь, во что имеет смысл вкладываться – в дорого и качественно или наоборот…

Мама и любимый немецкий раскладной диван. Обивка уже не родная. Да и дивану здесь уже лет 15. Раскладывался по-прежнему безукоризненно.
Своя ткань – легкое букле цвета “мокрого асфальта” или антрацит:))

img153

 

Весь сериал Жилье в СССР.

 

Comments Off

Comments are closed at this time.