Oct 03 2013

Мотоциклы на военной службе

 

Все мы помним по фильмам о войне, как бодрые немецкие солдаты почти повсеместно рассекали на своих мотоциклах с пулеметами везде, где только можно. Легендарный BMW R75 и сейчас в почете, а вот что было в других странах? Представленный материал не претендует на абсолютную полноту — это лишь краткий обзор оригинальных реализованных проектов с картинками и комментариями к ним.

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Начнем с прародителя.
Это велосипед с пулеметом Maxim конструкции британского инженера Симмса (Simms) известный под названием (Simms Armoured Quadricycle). Ещё не мотоцикл, но мысль уже движется в правильном направлении.
Между прочим — на дворе тогда стоял 1899 год.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Эта фотографии имеет не совсем прямое отношение к вооружению, но тоже довольно интересна. Снимок датируется периодом 1-й Мировой войны, место действия — Трансвааль (Южная Африка). Вот таким необычным образом пытались улучшить доставку солдат в нужную точку сбора. При этом заметьте — было сделано два варианта “железнодорожного велотранспортера”: двухместный и восьми местный.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Французы тоже не сильно отставали от англичан — в 1901-м году появился вот такой вариант установки пулемета на велосипед-трицикл. Данное конструктивное решение, на мой взгляд, оказалось гораздо более удачным — пулемет более устойчив при стрельбе, поскольку установлен более жестко, а рама снабжена упорами.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

А вот другой пример — весьма вероятно, что сделали его с вполне реального образца. Французский “велосипедный пулеметовоз”, при наличии хоть каких-нибудь дорог, заметно повысил бы мобильность пулеметных расчетов, которым не пришлось бы на своём горбу таскать как пулемет, так и коробки с патронами (а их тут 8 штук).

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Из описания.
“Стандартный пехотный велосипед вермахта, состоявший на вооружении самокатных команд, предназначенный для транспортировки пулемета MG-34. Германия. 1939 год”

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Творчество австрийских инженеров.
Как повысить мобильность противотанковых средств при минимуме затрат? Правильно! Надо установить автоматическую пушку Solothurn M36 (оно же S18-1000) калибра 20 мм на мотоцикл. Понятное дело, что коляску пришлось заметно удлинить и усилить жесткость конструкции, но выгоды от такой противотанковой “самоходки” были очевидные. Правда, в этот раз не получилось. То ли рама оказалась недостаточно жесткой (отдача при выстреле тоже у Soluturn совсем не пулеметная), то ли средств не хватило… В общем, до серийного производство дело так и не дошло.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Бельгийцы тоже старались не отставать от других и выдали “на гора” собственный вариант мотоцикла с установкой на нём 8-мм пулемета Browning FN20 (лицензионный вариант британского BAR M1918). Учитывая конструкцию кронштейна предназначался он, в том числе, для усиления ПВО. Поскольку появился этот образец в 1930-е гг. от его производства отказались. Видимо, из чисто финансовых соображений.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Свой посильный вклад внесли и шведы. В 1932 году ими был разработан вариант бронировки мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. И что главное — полностью реализован. Машина получила обозначение Landsverk 210 и поступила в распоряжение датской армии уже под новых индексом FP-3…которая оказалась от неё не в восторге. В итоге мотоцикл списали в 1935 году. Впрочем, идея оказалась заманчивой.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Как можно догадаться, дальше датчане пошли более простым путем. Взяв мотоцикл Nimbus с объемом двигателя 750 куб.см. они установили на него 20-мм автоматическую пушку Solothurn. Этот вариант оказался более практичным и доработке подверглось по меньшей мере два мотоцикла. Вообще эти мотоциклы выпускались с 1932 по 1960 год и судя по всему Nimbus оказались единственными датскими бронемашинами, выдержавшими с честью реальный бой.
Около 4 часов утра 9-го апреля 1940 года немецкие войска встретили неожиданное сопротивление со стороны датчан, использовавших мотоциклы с 20-мм пушками. В общей сложности, после короткого боя с участием бронетехники, немцы потеряли 13(!) бронемашин и два танка Pz.Kpfw.I. Потери датчан составили 13 человек. К сожалению, найти детальное описание этого боя пока не удалось.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Мотоцикл с пулеметом. Производство Польша. 1 штука. 1930-е гг.
Очень похоже, что поляки рискнули применить максимальную многофункциональность, чтобы и по наземным мишеням стрелять, и по воздушным. Иначе такая турель не нужна вовсе. Фото из журнала “Life”.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

А теперь снова перенесемся во Францию.
Как говориться, без всяких “наворотов”. Обычный мотоцикл, обычный пулемет калибра 8 мм, обычные мотоциклисты. Конец 1930-х гг., по всей видимости.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Как вы сами понимает — это всего лишь цветочки. Ягодки только начинаются.
Боевой мотоцикл Gnome-Rhone AX2 modèle 1937 с установленной в коляске 25-мм противотанковой пушкой!!! Это вам не “максим” в тачанке. Всё очень сурово и… безнадежно. Фотография датируется примерно 1939-1940 гг., когда проблема противотанковых средство стояла очень остро. Вот и приходилось выкручиваться. Не исключено, что ПТО вообще только перевозилось на мотоцикле, а не вело с него огонь.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

А вот это образец более рациональной мысли — бронированный мотоцикл с пулеметом Hotchkiss modele 1914 калибра 8 мм. Это модель 1927 года. Обратите снимание на “барбет” установленный на коляске. В серийное производство этот мотоцикл также не пошел.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Бронированный мотоцикл конструкции Рене Жилле (Gillet) образца 1928 года с пулеметом Hotchkiss калибра 8 мм в башенной установке. Заметьте — он полностью(!) бронированный, а не только коляска. Задумка была хороша, но развитие этой идеи не последовало.
Более подробно — на сайте Aviarmor.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Полугусеничный бронированный мотоцикл конструкции Мерсье (Mersier) образца 1937 года. Ещё одна попытка совместить повышенную проходимость с улучшенной защитой. И снова неудачно.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Теперь переходим к Великобритании. Не обращайте внимание на немецкие шлемы — это показуха для военных репортеров. Тем более видно, что мотоциклы чисто британской постройки — коляска размещена с левой стороны. пулемет похож на Maxim, но не исключено, что это Vickers. Предположительно фото сделано в 1915 году.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Нередко бывало, что изделия, созданные усилиями мастерских где-то на задворках империи, оказывались не хуже заводских. Одна из таких историй имела место в 1915 году в Ост-Индии. До прибытия танков ещё далеко, бронемашин практически нет, а защищать колонии от вероятно противника чем-то надо. Надо сказать, что постарались колониальные техники хорошо — к швейцарскому мотоциклу Motosacoche приспособили площадку с пулеметом Schwarzloze M1907, установленным для стрельбы назад. К сожалению для его создателей этот вариант на оснащение колониальных сил принят не был.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Одними из самых распространенных “пулеметных” мотоциклов стали модели AJS и AKS (Clyno Machine Gun 750cc Sidecar Motorcycle V-Twin). Их выпуск начался в 1914 году, а пулемет Vickers установили годом позже. Несмотря на простоту конструкция имела успех и выпускалась довольно большими партиями.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Другой образец “пулеметного мотоцикла” появился в 1917 году. Фирма Mathless тогда представила свой вариант — в 1916 году эти мотоциклы должны были отправиться в Россию, но тут не вовремя случилась революция и Matchless надо было куда-то девать почти выполненный экспортный заказ. В итоге мотоциклы попали в армию США, но без пулеметов.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Необычный мотоцикл сразу с двумя пулеметами один из которых (Bren) установлен на коляске. Предположительно 1940-1941 гг.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Все на защиту отечества! Знаменитый Home Guard наложил свой отпечаток и на мотоциклы. Надо отметить — весьма неплохо получилось. Даже несмотря на установку устаревшего пулемета Lewis. Сами понимаете — это 1940 год.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Ещё одним способом повышения живучести стала установка секционного бронещита на мотоцикл Triumph. Теперь можно было положить мотоцикл в более-менее удобное положение и вести огонь по противнику из пулемета Bren прикрываясь 5-мм(?) броней.
Опытный образец был построен в 1940 году.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Пулеметами суровые островитяне не ограничились — вот сам самоходный миномет на мотоциклетной тяге. Предположительно 1941 год, опытный образец.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Голландия…
Мотопулемет тот ещё! Один водитель, один стрелок. Причем пулемет станковый, похож на Schwarzlose, Оружие весьма сурьёзное. Фото датируется второй половиной 1930-х гг.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Прошло несколько лет. А может и нет. Но факт налицо — принцип установки пулемета тот же, а вот система другая — это уже старый добрый Lewis.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Итальянские боевые колесницы! Извините, трициклы Benelli 500 M36. И не просто какая-нибудь самоделка, а вполне оригинальный проект, который выполнял и роль тачанки, и тягача для легкой полевой артиллерии. Этот трицикл мог запросто буксировать ПТО Cannone da 47/32 M35 с 2-3 артиллеристами в кузове. Дело происходило в конце 1930-х гг. Как с ними обстояли дела на фронте — неизвестно.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Тема трициклов в Италии оказалась очень востребованной и в 1937 году появляется Guzzi Trialce, оснащенный пулеметом Breda M1937 калибра 8 мм. В обычном варианте этот мотоцикл выпускался в достаточно больших количествах, но с пулеметным что-то не сложилось.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Мировой опыт даром не прошел. По наиболее правдоподобным данным это итальянский мотоцикл Moto Guzzi Falcone 500 с пулеметом Breda Modello 30. Начало 1940-х гг.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Типичный представитель немецкого автопрома.

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Мотоцикл немецкий (BMW R75), пулемет тоже (MG42). Мотоциклисты — итальянские десантники. Фото сделано на рубеже 1943-1944 гг. в Италии.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Сумрачный тевтонский гений в начале 1940-х гг. “порадовал” нас самоходным минометом калибра 50 мм (предположительно).

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Американский мотоцикл Indian с пулеметом Colt-Browning. Самый конец 1-й Мировой войны. Вероятно Франция, лето 1918 года.
Надпись на фотографии обозначает этот мотоцикл как Police Machine Gun.

 

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Год 1931-й. Сухой закон. Мафия. И прочие радости финансового кризиса. В помощь полиции — бронированный мотоцикл с пулеметом!

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Тоже 1930-е годы, но уже армейские будни. Танки строить дорого. Бронемашины тоже. Поэтому будем обходится малыми силами.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Знаменитый Harley-Davidson. Примерно тот же период. Этот вариант пулеметного мотоцикла выглядит более боеспособным, хотя и тут прослеживаются следы тотальной “экономии”.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

В ожидании войны — установка пистолет-пулемета Thompson M1929 на специальном кронштейне впереди водителя. 1941-й год.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

В советском Союзе отставание от мира было невелико. На фотографии показан мотоцикл с коляской и пулеметом ДП-27. 1930-й год.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Сумрачный советский гений ничуть не хуже немецкого — мотоцикл с динамо-реактивной пушкой Курчевского, 1935 год. Опытный образец.
С ДРП вообще история сложилась необычная. Их пытались приспособить практически везде, но более менее подходящим оказался только вариант с установкой на трехосном грузовике ГАЗ-ТК (СУ-4). С мотоциклами у Курчевского не сложилось.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Советский вариант мотоцикла с пулеметом ДП. Военный парад 7 ноября 1941 года

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Отношение к мотоциклам в СССР тоже было особенное. Вот вам комбинация из модели ТИЗ-АМ-600 и танкового пулемета ДТ-29. Зима 1943 года.
Между прочим, ТИЗы были одними из немногих армейских мотоциклов, разработанных под установку пулемета. Сам вариант подобной установки пулемета оказался неудачным — прицельную стрельбу можно было вести только с места — на ходу в мишень мог попасть только “прожженный”мотоциклист, отлично владеющий как машиной, так и её вооружением.

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Австрийцы, конечно, очень суровые ребята. Но и у нас было что показать — мотоцикл М-72 с противотанковым ружьём в коляске. Предположительно 1942 год.

 

 

Настоящие боевые мотоциклы... и велосипеды

Наши тоже не лыком шиты! Доставка минометов вместе с расчетами к переднему краю фронта стала гораздо удобнее, когда к делу подключили мотоциклы. Правда, по раскисшим дорогам такой вариант хорошим не назовешь.

 

Источники:

chubakka08, вики,

One response so far

One Response to “Мотоциклы на военной службе”

  1. [...] продолжение поста мотоцикл на военной службе. Фотоподборка посвящена мотоциклам Вермахта, то есть [...]