Oct 02 2013

Человек и мотор.

Published by at 01:17 under Занятное,Истории

Отец Рудольфа Дизеля был немцем по происхождению и работал переплётчиком. У него была собственная маленькая мастерская в Париже, и он считался  хорошим мастером. В большой и дружной семье Дизелей каждый имел свои обязанности и помогал в работе отцу.  Особенной исполнительностью отличался маленький Рудольф. Мальчик был очень упрямым и настойчив в деле и всё всегда доводил до конца. Он любил музыку и сам неплохо играл, знал немецкий, английский и французский языки. А частые прогулки по залам Парижского музея искусств и ремёсел на всю жизнь заронили в нём любовь к живописи и ваянию.

 

Жизнь Дизелей текла мирно и благополучно до 1871 г., когда началась франко-прусская война. Ненависть к немцам во Франции достигла предела, и отец решил уехать с семьёй в Англию.

Благополучие кончилось. Жизнь эмигрантов в Англии была тяжёлой, с работой было трудно. На семейном совете постановили отправить Рудольфа в Германию. Там оставались родственники, они могли помочь найти мальчику свой путь в жизни.

Тринадцатилетний Рудольф без денег, надеясь только на себя и свою смекалку, переправился на корабле в Германию. Это путешествие многому научило мальчика. Оно дало ему уверенность в своих силах, самостоятельность. В Германии он окончил школу и поступил в Политехнический институт.

Мысль о разработке двигателя высокой экономичности впервые возникла у Дизеля, когда он был ещё студентом и слушал лекции профессора Линде. Вскоре это стало основной программой его действий.

Став инженером, Дизель всё свободное время отдавал своему изобретению. Но свободного времени оставалось мало: нужно было зарабатывать деньги, чтобы помогать семье, вернувшейся из Англии на родину. Однако Дизель не сдавался. И, наконец, долгие и мучительные поиски увенчались успехом. В 1892 г. Он запатентовал изобретённый им двигатель внутреннего сгорания. Теперь впереди было главное- построить двигатель.

В 1893 г. Дизель выпустил книгу «Теория и конструкция теплового двигателя взамен паровой машины и ныне известных тепловых двигателей».В ней Дизель изложил принципы работы своего двигателя. Впоследствии он многое изменил и усовершенствовал. Двигатель ,известный нам теперь и названный именем его изобретателя, был построен впервые на Аугсбургском заводе в 1897 г.

Файл:Рудольф Дизель-2.jpg

Двигатель Дизеля был четырёхтактным. Изобретатель установил, что к.п.д. двигателя внутреннего сгорания повышается от увеличения степени сжатия горючей смеси. Но сильно сжимать горючую смесь нельзя, потому что тогда повышаются давление и температура и она самовоспламеняется раньше времени. И Дизель решил сжимать не горючую смесь, а чистый воздух. К концу сжатия воздуха в цилиндр постепенно под сильным давлением впрыскивалось жидкое топливо. Т.к. температура сжатого воздуха достигала 600-650 градусов, топливо самовоспламенялось, и газы, расширяясь, двигали поршень. Таким образом Дизелю удалось значительно повысить к.п.д. двигателя. К тому же здесь не нужна была система зажигания, а вместо карбюратора имелся топливный насос.

Файл:Рудольф Дизель-3.jpg

Первые образцы двигателей не всегда были удачны. Их автору приходилось выслушивать немало упрёков. Но, несмотря на все эти неприятности, он от дела не отступал.

В 1898 г. Двигатели Дизеля начали строить в России, на петербургском заводе Нобеля. Они работали успешно.

В 1903 г. На воду была спущена нефтяная баржа «Вандал»,а в 1904 г. По Волге пошёл первый в мире теплоход «Сармат».

Двигали их дизель-моторы. К Дизелю пришла слава. Его двигатель внутреннего сгорания находил все новые применения. Многие страны приглашали к себе изобретателя.

Первый дизельный двигатель,первая элктростанция надизелях, первый дизельный копрессор

Короче о  Рудольфе Дизеле известно почти все. Загадкой остается последний день, когда – его видели в живых, – 29 сентября 1913-го.

 

В тот вечер, ровно 100 лет назад, осеннее солнце уже клонилось к закату, когда, пароход «Дрезден» отчалил из бельгийского Антверпена и взял курс на Лондон. С моря подул прохладный ветер, а потому на палубе никто не задержался. Трое солидных немолодых людей направились в ресторан. Одним из них был промышленник Георг Кареле, другим – конструктор Альфред Лукманн. История сохранила имена этих двух господ лишь потому, что в тот день с ними был третий – Рудольф Дизель.

 

Странно, что он один из всех почему-то не зарегистрировался в списке пассажиров. Забыл? Или не захотел лишний раз «светиться»? Имя его было хорошо, известно в Европе с тех пор, как в 1893 году Дизель запатентовал свое не имеющее аналогов изобретение – поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распыленного топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.

Почему он не поплыл на «Титанике»

В ресторане вели беседу «обо всем»: о политике, о напряженных международных отношениях, Рудольф Дизель находился в хорошем настроении, много шутил. Около десяти вечера сослался на усталость и отправился в свою каюту. По. пути встретил стюарда и попросил, чтобы тот разбудил его утром в четверть седьмого.

Находясь уже в каюте, изобретатель достал из чемодана спальный костюм и аккуратно положил его на постель, на стенку повесил карманные часы, чтобы удобно было наблюдать время. Вот, собственное и все. Что делал Дизель дальше – уже нит кто никогда не узнает… Известно лишь, что в назначенное: время стюард безрезультатно стучал в дверь. Когда каюту открыли, то увидели несмятую постель, нетронутый спальный костюм Дизеля, его часы на стенке. Чуть позже на палубе были найдены плащ и шляпа изобретателя. На пароходе немедленно подняли тревогу, и капитан опросил членов команды, которые несли ночью вахту, но ничего выяснить не удалось. Спутники изобретателя смогли показать лишь то, что накануне вечером ничего подозрительного в его поведении не заметили.

Файл:Рудольф Дизель-4.jpg

Останки Рудольфа Дизеля обнаружили в море двумя неделями позже голландские моряки. Труп разложился в воде до такой степени, что даже вытаскивать его не решились. Но был ли это изобретатель? Об этом свидетельствовали найденные личные вещи – карманный нож, футляр для очков и т.д., которые позже опознал сын Дизеля. Странная история.

Примечательно, что годом раньше инженер собирался плыть на «Титанике» в Америку, но «не повезло»: все билеты были распроданы, а потому пришлось отправиться в путь на другом корабле. Но, видимо, от судьбы уйти невозможно.

 

Файл:Рудольф Дизель-5.jpg

Версии и домыслы

Смерть Рудольфа Дизеля стала сенсацией. Пресса изо всех сил пыталась ее разгадать, называя причины самые разные – от правдоподобных до совсем уж нелепых. Согласно одним, это был несчастный случай: мол, изобретатель вышел ночью подышать воздухом на палубу, где с ним случился сердечный приступ и он свалился за борт. Но врач Дизеля заявил, что у того было здоровое сердце.

Тогда газетчики выдвинули версию, что инженер был не совсем трезв. Однако все знавшие его в один голос возмутились: Дизель в рот не брал спиртного! К тому же выяснилось, что перила на корабле были такой высоты, что свалиться случайно за борт было просто невозможно.

Выходит, самоубийство! Немедленно нашлись «свидетели», уверявшие, что финансовые дела изобретателя шли неважно и у него бюла куча долгов. Однако и эти утверждения не соответствовали действительности: изобретение сделало Рудольфа Дизеля состоятельным человеком, и состояние это росло, из года в год. К тому же он имел благополучную семью и массу планов на будущее. Какое уж тут самоубийство? Да и разве так ведет себя человек, решившиися на отчаянный шаг? Зачем просил стюарда разбудить его утром? Зачем приготовил спальный костюм? Вопросы, оставшиеся без ответа.

 

Файл:Рудольф Дизель-6.jpg

 

Шпионский след

Когда позже выяснилась цель поездки Дизеля в Англию, немедленно появилась. и еще одна версия: он был убит, потому как имел намерение продать патент своего изобретения англичанам.

Понятно, что в Германии, готовящейся к войне, эта поездка в Англию не могла остаться незамеченной. Кайзер не мог допустить, чтобы в руки вечных соперников и потенциальных врагов попало важнейшее техническое изобретение. Американский журнал «Нью-Йорк Уорлд» сообщал прямым текстом:

«Устранение создателя принципиально нового двигателя выглядит как исполнение приговора за измену фатерланду. К тому же преследовалась цель сохранить тайну двигателя, необходимого для: подводных лодок. Изобретателя сбросили за борт, чтобы Англия не завладела патентом».

Немецкие газеты в ответ пытались обвинить, в смерти Дизеля американского промышленника Рокфеллера: мол, дизельные двигатели могли успешно работать на рапсовом масле, фритюрном жире, а потому подрывали монополию нефтяного короля. А через год грянула Первая Мировая, и загадка гибели Рудольфа Дизеля уже никого не волновала.

Файл:Рудольф Дизель-7.jpg

Так как оно было на самом деле? Всем, кого заинтересовала, эта тема хочу порекомендовать недавно опубликованную книгу Виктора Гласса (Viktor Glass): «Diesel. Der ratselhafte Tod des grossen Erfinders». Изучивший архивные материалы автор исследует все возможные версии, стараясь приоткрыть занавес над событиями той роковой ночи. Его вывод: изобретателя «устранили» агенты кайзеровской тайной полиции – усыпили Дизеля хлороформом и сбросили в море. Плащ и шляпа на палубе должны были свидетельствовать о самоубийстве.

Не так давно на чердаке старого дома была найдена коробка с письмами и открытками, написанными когда-то Рудольфом Дизелем. Сенсация! В настоящий момент находка продается на интернет-аукционе eBay (желающие могут, взглянуть на eBay: номер товара 220514623468). Продавец запрашивает ни много ни мало 350 тысяч евро. Любители с тугими кошельками пока прицениваются, после чего историческая находка, скорее всего, исчезнет в чьей-то частной коллекции. А вдруг среди пожелтевших от времени бумаг отыщется что-то, проливающее свет на ту давнишнюю загадочную историю?..

источники:

Последний день Дизеля. За рулем. Вики,

 

Comments Off

Comments are closed at this time.