Oct 01 2013

Смерть моста.

Очередной киевский мост уходит в историю. Мосты, как и люди, рождаются, растут, стареют и умирают. Краткая история Рыбальского вантового моста.
 
658348_Ribalskii_ostrov (329x325, 55Kb)
В конце 19 в. городской управой Киева был объявлен конкурс на обустройство гавани Притыки. Конкурс выиграл проект инженера Максимовича. С 1897 по 1899 гг. было расчищено дно, углублен залив и собственно гавань — с 180 м до 240 м. Смета составила 436 тысяч рублей. В результате получили крупнейший  на тот момент в Европе речной порт — с 12 гектарами складской территории, расчитанный на 600 судов. На западном берегу Рыбальского полуострова была оборудована верфь для пароходов.
В 1930 г. верфь, принадлежавшая на то время заводу “Ленинская кузня”, была переоборудована. А уже после Второй мировой войны в 1961г. была построена новая гавань с грузовым речным портом. В 1962-1963 гг. к полуострову был проложен висячий мост — первый в мире вантовый мост  с железобетонной балкой жесткости (проект института “Укрпроектстальконструкция”, инженеры В.И. Киреенко, А.С. Гольдштейн).

658348_____1963__ (500x279, 43Kb)

Открытие Рыбальского вантового моста (1963 г.)

Про Владимира Ивановича Киреенко хотелось бы отдельной строкой.

Всего в Украине насчитывается болеее 10 тысяч мостов общей протяженностью свыше 500 километров. К проектированию и строительству многих из них был причастен коллектив “Укрпроектстальконструкция” и отдел мостов во главе с человеком-легендой В.И.Киреенко.

Мосты в г.Киеве им. академика Е.О.Патона, Пешеходный мост на Труханов остров, Парковый мост, Южный мост в г.Днепропетровске… — вот тот малый перечень проектов, в которых принимал участие инженер-Киреенко.

Владимир Иванович всю жизнь посвятил мостам. Свой путь инженера начал на войне, а война, как изестно, мать изобретений. Отличный базис, полученный во время работы в Германии, из немецкой, французской, итальянской, американской школ  мостостроения, умноженный на творческий потенциал, стремление ко всему новому — вот канва успеха в деле. ”Мудрый проектировщик, как и древнегреческий мудрец, ни в ком и ни в чем не нуждается, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему!” — говорил В.И.Киреенко своим молодым коллегам. Дело Киреенко не умерло, новые поколения проектировщиков мостов идут по его пролетам, постигая тайны стальных каркасов, а его монография “Вантовые мосты” до сих пор азбука строительства висячих мостов.

Борьба за конструкции вместо стилей,
             Расчет суровый гаек и стали…
(В.Маяковский)

По проекту Рыбальский мост строился, как пешеходный, основной задачей которого было обеспечить связь между Подолом и Рыбальским островом. Однако после испытании его прочности было принято решение пропускать по мосту одиночные автомобили и городские автобусы в обоих направлениях, что со временем  переросло в интенсивное движение.

658348__________ (500x337, 22Kb)

Две фотографии в полвека

658348_Vantovii_most_so_storoni_Ribalskogo_ova_1_ (604x454, 54Kb)

Мост по своей структуре трехпролетный, состоящий из русловой части (275,7 м) и двух эстакад: правобережной (116, 3 м) и левобережой (82,3 м). Общая длина мостового перехода — 474,3 м.

658348_Ribalskii_most_levoberejnaya_chast_1_ (700x460, 60Kb)
Рыбальский мост, левобережная эстакада (уже ретро-фото).
658348_DSC09651 (700x525, 253Kb)
Рыбальский мост, правобережная эстакада.
Русловая часть посредством радиально закрепленных вантов держится на двух монолитных П-образных  железнобетонных пилонах (высота каждого 42 м, над проезжей частью — 27 м). Каждый из вантов изготовлен из стальных канатов диаметром 72 и 55 мм. Габарит проезда — 7 м. ширина тротуаров — 1,5 м.
658348_DSC09667 (525x700, 242Kb)

Рыбальский мост, пилоны.

658348_DSC09668 (525x700, 242Kb)
658348_DSC09682 (700x525, 248Kb)

Мостостроители говорят, что средний возраст моста — 50 лет.

Осенью 2001 г. было проведено профилактическое обследование Рыбальского моста. Вердикт был неутешителен — мост подлежит закрытию. Вскоре для предупреждения обрушения были установлены подпорки.

658348_Podporki_Ribalskogo_mosta (700x525, 333Kb)

4 ноября 2001 г. Рыбальский мост был закрыт для автомобильного движения, пешеходное движение просуществовало вплоть до 2 февраля 2009 г., когда врачами по мостам был вынесен окончательный  вердикт : “больной больше мертв, чем жив!”.

658348_DSC09658 (700x525, 260Kb)

15 надрывов стальных канатов, провалы плиты строения, повреждения несущей железнобетонной балки, кристаллическое повреждение стальных тросов… — вот неполный перечеь симптомов заболевания.

658348_DSC09666 (700x525, 254Kb)
658348_DSC09663 (700x525, 381Kb)
658348_DSC09674 (700x525, 316Kb)
658348_DSC09673 (700x525, 287Kb)

Вердикт вынесен, мост в агонии.

 

По состоянию на май 2011 г. эстакада со стороны Рыбальского острова демониторована, на ее месте возводят опоры развязки нового Подольского мостового перехода

658348_DSC09688 (700x525, 250Kb)
658348____15_05_2011_101 (700x525, 285Kb)
658348_15_05_2011_094 (700x525, 267Kb)

основная задача которого — соединить центральную часть Киева с левобережьем еще одной линией метрополитена.

658348_Progylka_vihodnogo_dnya_15_05_2011_109 (700x525, 358Kb)
658348_DSC09640 (525x700, 286Kb)

Если оперировать медицинскими терминами, то биологическая смерть моста наступит после того, как рядом — на месте нынешней конторы Речного порта — построят правобережный заезд на Подольскую переправу.

Собственно, спешите видеть, рукоплескайте достойной агонии! Мосты умирают стоя…

658348_DSC09693 (700x525, 213Kb)
Источники и дополнительная информация.

Вид на новый Гаванский мост (Подольский мостовой переход, первая очередь) со старого Рыбальского-Гаванского моста.

http://www.liveinternet.ru/users/658348/post170598387/

http://tov-tob.livejournal.com/44132.html

http://maxiwell83.livejournal.com/15479.html

 

Comments Off

Comments are closed at this time.