May 17 2013

Катастрофа в Светлогорске.

Published by at 00:00 under Истории,Картинки

Файл:Svetlogorsk church.jpg

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.


Самолёт АН-24Т

16 мая 1972 года… Тёплое весеннее утро. В примор­ском Светлогорске – просто рай. Светит солнце, воздух наполнен ароматом цветущих деревьев.  Всё произошло в 12.30, среди бела дня. Дети как раз пришли с прогулки и сели обедать.

О причинах катастрофы открыто заговорили только в начале 90-х годов. По официальной версии, самолёт упал из-за неудовлетворительной подготовки и управления полётом. Это не совсем так.

Для начала причина полетов самолета на низких высотах.

Буквально за пару месяцев перед трагедией произошло два инцидента с незаконным пересечением границы на легкомоторных самолетах. И несмотря на то что один из нарушителей – швед – попросил убежища в СССР остро встал вопрос как именно удалось нарушителям незаметно проскочить в воздушное пространство…Так что Руст был далеко не первым…

Вот и послали экипаж Гутника искать дыры в радиолокационном покрытии границы…
В 11 часов они взлетели, а в 12.30 уже упали на детский сад. На море в то время опустился туман. “Ан-24” специально летел на предельно малой высоте – 50 метров над водой. Они держали связь с берегом, и оттуда им сообщали, видно самолёт или нет. Давали задания: “Поднимитесь на 60 метров, опуститесь до 50 метров”. Так они делали круги над морем часа полтора. И, видимо, не рассчитав, зацепили берег. Высота обрыва на берегу моря в Светлогорске 43 метра. И плюс метров семь – сосны. Как раз получается 50 метров.

Катастрофа.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия  обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. «Командиру не хватило каких-то долей секунды, – с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. -  Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы,  Ан-24 – это не истребитель».  На схеме до  сантиметров зафиксировано  падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик…

Обнародованная  же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом.  По факту трагедии в Светлогорске  уголовное дело не возбуждалось  Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.

Помимо того погибший экипаж, по свидетельствам очевидцев “был после вчерашнего”, нет не пьян,  но слегонца с похмела. Это тоже внесло свою лепту… Но этот факт замяли, так как иначе родные и близкие экипажа не получили-бы никаких компенсаций..

Жертвы.

После трагедии в Светлогорске творилось что-то страшное. Горевший детский сад оцепили. К нему не подпускали даже родителей погибших детей. Улицы патрулировали вооружённые солдаты.


Фотография группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го.
Из архива Марии Кудрешовой

Жителям было запрещено выходить из собственных домов, где отключили электричество и телефоны.

Всю ночь на месте катастрофы шли работы. Родители детей, пришедшие сюда утром 17 мая, были потрясены: от дымящихся развалин не осталось и следа. Садик сравняли с землёй, а на его месте разбили большую клумбу.

Официально о событиях в Светлогорске ничего не сообщалось. В день похорон отменили движение электричек в Светлогорск, а на дорогах были выставлены кордоны.

Но жители Калининградской области всё равно узнали про крушение самолёта и гибель детей. Во время похорон на кладбище собралось около 10 тысяч человек. Фотографировать не разрешалось. У тех, кто нарушал запрет, люди в штатском забирали отснятые плёнки.

Расследование

Расследованием причин аварии занималась комиссия из Москвы под руководством заместителя министра обороны по вооружению генерал-полковника Н.Н. Алексеева. Однако уголовное дело не было возбуждено. Родственникам погибших ничего не говорили о ходе разбирательства и о виновных.

Родные сгоревших заживо детей не получили от власти никакой компенсации.
Им лишь помогли организовать похороны.

Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих

Источники:
war.airdisaster.ru
airwar.ru
kaliningradka.ru
pravda.ru
rudnikov.com
ru.wikipedia.org
oldden

Comments Off

Comments are closed at this time.